Классификация грузов и их виды.
Что такое груз?
Груз – объект автотранспортной логистики и автоперевозок. Его составляют предметы, находящиеся у перевозчика в отрезке времени между приёмом от заказчика и передачей получателю.
Обычно, груз понимают как товар и тару. Вес только груза составляет массу нетто, а с тарой – брутто. Без тары перевозят бестарные товары.
Для успешного выполнения погрузки, разгрузки, анализа применяемого подвижного состава и условий эксплуатации необходимо знать, какие бывают грузы. Транспортные компании осуществляют перевозки различных заказов, индивидуальных по физическим признакам, способу работ погрузки, разгрузки и упаковке, поэтому заказчику будет нелишним разобраться в тонкостях транспортировки.
Классификация
Для удобства логистики были выработаны особые правила разделения грузов на различные группы. Определяют несколько основных признаков, по которым проводится классификация грузов по классам при перевозке:
- Навалочные и насыпные: они включают в себя сыпучие материалы или продукты, например, песок, зерно и другие;
- Порошкообразные (пылевидные): это легко распыляемые вещества, такие как: мука, порошки, удобрения и цемент;
- Наливные: жидкости, для транспортировки которых необходимы цистерны или герметично закрытые тары. Чаще перевозят молоко, нефтепродукты и воду;
- Газообразные: газы, требующие герметичные контейнеры для безопасной перевозки – пропан, азот, кислород;
- Генеральные или штучные: могут быть перевезены как в таре, так и бестарно. В них входят любые штучные товары, для которых может понадобиться аренда фуры;
- Скоропортящиеся: вещества и продукты с коротким сроком годности и требующие особого обращения во время транспортировки – фрукты, мясо, морепродукты, лекарства и хим. препараты;
- Негабаритные: длинномерные и тяжеловесные товары, превышающие одну из нескольких учитываемых характеристик;
- Опасные: требующие максимального внимания и осторожности, небезопасные для людей и природы. Выделяют «особо опасные» с более жёсткими требованиями грузоперевозок.
По агрегатному состоянию существуют виды грузов: твёрдые, жидкие и газы. Для них требуются различные условия транспортировки, обращения и хранения.
Обычным или специфическим груз называют в зависимости от требований к погрузкам и разгрузкам или хранению. Обычные – те, которые не нуждаются в особом обращении, их обычно перевозят на бортовых грузовых автомобилях. Специфические задают жёсткие условия транспортировки и хранения, для них может понадобиться аренда длинномера. К ним относят:
- скоропортящиеся продукты и вещества – для них используют подвижной состав с постоянной температурой внутри (рефрижераторы);
- пылящие вещества;
- не соответствующие габаритам – не вписывающиеся в ограничение до 4 м в высоту либо до 2,65 м в ширину, в том числе длинномерные;
- грузы большой массы – превышающие 250 (400 для катных) кг по массе.
- Таковы классификация и свойства грузов специфической транспортировки.
По способу погрузки и разгрузки классифицируют наливные, штучные и сыпучие товары. Первый тип включает в себя жидкости и полужидкости, которые перевозят в бочках и цистернах, учитывая объём и массу. Вторые – поштучные габаритные товары, которые сдаются с учётом количества и массы. Для последнего вида не страшно падение с высоты и возможны погрузка и разгрузка навалом. Их учитывают по объёму и массе.
К опасным грузам (ADR, UN) относят любые материалы, способные создать опасность для жизни и здоровья природы и людей. Они бывают:
- взрывоопасные и самовозгорающиеся;
- в виде сжиженных газов;
- в виде легковоспламеняющихся жидкостей и твёрдых веществ;
- содержащие яд или инфекционно опасные;
- радиоактивные;
- подверженные коррозии и другие.
Всё это необходимо знать логистическим компаниям для организации работ. Виды грузов и их классификация влияют на маркировку товара.
Маркировка
Маркировка и упаковка – один из важнейших логистических этапов, от которого зависит скорость и качество доставки. Упаковать груз можно полностью или раздельными частями, что обеспечивает удобство погрузочно-разгрузочных работ и безопасность товара. Иногда производятся перевозки без дополнительной упаковки. Правильная классификация грузов позволяет маркировать товар наиболее точно.
Упаковка бывает потребительская, дополнительная и транспортная. Но её недостаточно, чтобы защитить груз от внешнего воздействия (механического, климатического или биологического). Необходимо чётко соблюдать условия обращения с товаром и его хранения. Существуют общепринятые условия упаковки тары, чтобы она не мешала процессу транспортировки. Строительные перевозки требуют особенно продуманной упаковки.
Маркировка предназначена для передачи информации о грузе: сертифицирован или нет, каковы условия хранения и перевозки. Также в неё входят адреса адресата и адресанта, количество поштучно или по массе и объёму.